Назад...
Сказка о семи грехах и торжестве добродетели.
Давным-давно был в пустыне оазис, и жили в нём двое – Иван-дурак на
востоке да Макар-ботаник на западе. И было у них по два сына: у Макара
– двое умных, а у Ивана – двое красивых. Но таких, чтобы сразу и
красивые и умные, не было ни у кого, и очень Иван с Макаром по этому
поводу недоумевали.
И вот, как-то раз, пришли оба к колодцу, что стоял посередине оазиса.
А колодец был не простой, а волшебный. И спросил Макар:
– Скажи, мудрый колодец, отчего сыновья мои умом остры, разумом сообразительны,
речами убедительны, в науках преуспели, и только лишь мордами не
вышли? Где логика?
А Иван спросил:
– Колись, кладезь – почему моих детей природа силушкой не обделила,
а ума не дала? Разве это справедливо?
И сказали оба в один голос:
– Колодец, сделай так, чтобы дети наши и сильными были, и умными!
Ты ж волшебный, ну что тебе стоит!
Подумал колодец и отвечал так:
– Могу исполнить желаемое, но только для одного из вас. А чтобы выяснить,
для кого именно – быть испытанию. Пошлите сыновей своих в большой
мир, пусть творят дела великие и подвиги славные. О чьих детей свершениях
люди будут помнить через сорок лет – тот и достоин.
Призадумались Иван с Макаром, но ненадолго: какой же родитель для
чад своих блага не желает? Тем более, заодно отроки и мир посмотрят.
Благословили они детей своих, раздали им напутствия, и разошлись
те в четыре стороны света.
Пошёл первый Макаров сын на запад. Долго ли, коротко ли, забрёл на
великие горы, что выше облаков вздымаются,. Глядь – посреди солнечных
лучей утёс, в нём – пещера с воротами, а у ворот мужичок в телогрейке
и со светящимся ключом в руке стоит, с ноги на ногу переминается.
– Здорово тебе, добрый человек! – поздоровался первый Макарыч. – Кто
такой будешь?
– И тебе здорово, странник! – мужичок отозвался. – А буду я апостол
Пётр, райские врата охраняю – вот он ключик.
– О как! – удивился Макарыч. – Непыльная у тебя работка.
– Непыльная-то непыльная, да беспокойная, – озабоченно Пётр ответствовал.
– Праведники возмущаются. Много, говорят, в последнее время стали
в рай чурок неотёсанных пропускать – не иначе, охрана на корню продалась.
А я не продавался никому, время просто такое. Зайти бы, поговорить
с народом – да как же пост оставить?
– Да, проблема, – согласился Макарыч.
– Слушай, мОлодец, а не постоишь ли за меня пару минут на страже?
– Пётр вдруг предложил. – Все в выигрыше останемся – и я праведников
успокою, и тебе дело доброе зачтётся...
Задумался Макарыч, прикинул, взвесил всё острым аналитическим умом,
да и согласился.
– Постою, – говорит. – Отчего б не постоять?
– Отлично! – Пётр обрадовался. – На, держи ключ, и фуфайку вот одень.
Если какой новый праведник в моё отсутствие подойдёт, проси подождать.
Скажи – Пётр тут по делам отлучился, скоро будет.
И в воротах скрылся.
Стоял Макарыч с ключом, блюл проходную райскую, и от нечего делать
мысли умные думал. Например, такие:
"Оказывается, не так уж сложно рай охранять – и дурак бы справился.
А я разве дурак? Да и вообще, собственно, чем я хуже? В богословии,
что ли, не подкован? Отповедь входящим новобранцам дать не сумею?
Может, благочестием не вышел? Гм, да у Петра и самого-то святость
изо всех щелей отнюдь не сочится... Если ведь так объективно подумать
да беспристрастно прикинуть – ничуть не менее я достоин этой должности,
нежели нынешний привратничек. А вместо этого стою, как холоп бессловесный,
у него на побегушках..."
Не понравился добру молодцу такой расклад. Но не буть он Макарыч,
если б не придумал выхода.
"С какой это радости мне говорить, что Петька отошёл? – так хитрец
рассудил. – Буду говорить, что я – это он и есть. Я-то – вот, у ворот,
да на виду, а он – неизвестно где шляется, опровергнуть не сможет.
Буду лично праведников грудью встречать, судить-рядить да разгон
чинить. А то фигли они в рай намылились, а нам, простым людям, ещё
неизвестно сколько на грешной земле корячиться? Совсем, понятно,
прогонять не буду – не нахал же я какой. Посоветую погулять, подумать
над своим поведением и вернуться попозже. А попозже, глядишь, и настоящая
охрана вернётся. Небось, даже спасибо скажет – увидят, несчастные,
что надёжно рай охраняется, кого попало не пускают!"
И принялся Макарыч праведников ждать, да в уме тренироваться, речи
обличительные подготавливать.
Не идут праведники, да и привратник что-то назад не торопится. Но
Макарычу от того печали нет – знай себе воображает, как лихо на месте
Петра управляется, и чем дальше, тем больше восхищение собой в нём
возрастает. Уж и времени счёт потерял...
А между тем, это не райские вовсе ворота были, а самые обычные, и
не Пётр никакой, а в человеческом обличье хитроумный демон Белиарх,
коему за особую зловредность наказание было назначено: стоять у ворот
с ключом в руке и с места не сдвинуться, пока не случится рядом сердобольный
человек и не примет у него оного ключа из рук. На принявшего наказание
не переходило, свободен он был уйти в любое время. Да куда там нашему
Макарычу! Даже за ворота заглянуть, поинтересоваться, почему привратник
на пост так долго не возвращается – он о том и помыслить не может:
слишком прёт его от умосозерцания собственной важности...
Словом, завладела Макарычем самая что ни на есть настоящая, безудержная
гордыня.
Так до сих пор и стоит: ключ в руках, словно писаная торба, глаза
на лбу, лыбится до ушей – ну идиот идиотом!
А второй Макаров сын пошёл на восток, и забрёл в немилосердную пустыню,
ещё жарче, чем на родине. И наткнулся там на караван: во главе –
султан на лихом верблюде, по бокам – визири-охранники, а позади –
гарем султанов, сорок женщин без малого.
– Привет тебе, владыка пустыни! – Макарыч поздоровался.
– И тебе привет, добрый молодец! – султан поприветствовал. – Очень
вовремя ты нам встретился – как раз молодого да горячего не хватает.
Окажи мне одну услугу – щедро вознагражу!
Интерес Макарычем овладел.
– А что за услуга?
– Буря песчаная грядёт, – владыка разъяснил. – Хочу от неё жён в этой
пещере спрятать. Да только нервные они, назад рваться будут – нужно,
чтобы кто-нибудь там с ними остался, охранял и до срока не выпускал.
– А что же воины твои, могучий? – Макарыч полюбопытствовал.
– Да я б хоть сам, – султан вздохнул, – но не могу – не в обычаях
наших это. С давних пор в землях у нас традиция такая – мужчины должны
снаружи оставаться, халатами укрывшись, оружие наготове держать и
невзгоды переносить, чтобы не пустить внутрь коварного супостата,
буде случится по соседству.
Пораскинул Макарыч мозгами, порассудил, на жён султановых внимательно
посмотрел. А те – как на подбор: фигурки точёные, глаза томные; морды,
правда, паранджами покрыты, но так даже лучше – разочарование не
постигнет. Сорок красавиц, да он один с ними наедине... Только дурак
такой оказией не воспользуется! Словом, согласился.
Воздали слуги султановы почесть великую храбрецу, женщин в подземелье
загнали, его следом препроводили, в руки дубинку вручили и строгий
наказ дали – любой ценою никого не выпущать и самому не высовываться.
– А ежели не справишься, причинишь мне обиду великую, и зло страшное
в мир выпустишь.
Страшными клятвами клялся Макарыч и обещался, что не подведёт.
Женщинам в подземелье не понравилось. Тяжко Макарычу поначалу пришлось
– кричали они, что вороны склочные, стенали, словно ветер в кактусах
грозный, царапались, словно львицы свирепые, и норовили на свет божий
вырваться. Но выдержал добрый молодец, справился. Да и жёны успокоились,
на него засматриваться начали – хоть и не красавец писаный, но всё
ж таки мужчинка какой-никакой. И началось веселье – ни в сказке сказать,
ни пером описать!
Старался Макарыч изо всех сил, весь гарем через себя два раза пропустил,
уставать уже начал, а султана что-то всё нет. Забеспокоился богатырь,
решил наружу одним глазком выглянуть, посмотреть, не случилось ли
чего. Глядь – а наружу-то вход кладкой каменной заложен, и печать
на ней стоит!
Оказалось, не от бури султан жён прятал, а решил, в наказание за прелюбодейство,
замуровать под землёй на голодную смерть, как велит обычай. Да только
как же их замуруешь – не дуры, чай, наружу рваться будут, работы
срывать. А оставить внутри верного слугу, чтобы красавиц неистовство
усмирял – значит, обречь его на ту же кончину позорную. Жалко. Тут-то
Макарыч, проездом случившийся, и сгодился!
– Пустите! – завопил добрый молодец, ударился об стену раз, другой...
А на третий не сумел – похватили его под белы руки-ноги ненасытные
прелюбодейки, да поволокли дальше выжимать.
Вот так бесславно второго Макарыча похоть лютая сгубила.
А первый Иванов сын пошёл на север, и наткнулся на диво дивное: горная
гряда до небес, и словно из мяса сделана. Ни обойти, ни подкопаться.
Перелезть пробовал Иваныч, да не сумел – соскальзывают руки по диковинному
материалу. Что делать?
Недолго думал добрый молодец над сей проблемою. Настоящие богатыри
никогда ведь долго не думают, а сразу идут напрямик – напролом! Да
только как через мясо проломишься?
– Не проломимся – значит, прогрызём! – воскликнул Иваныч. – Нам ли
привыкать хлеб пудами в рот засовывать, да вина бочками хлебать?
Да и бросился прогрызать в мясных горах туннель.
Ни долго грыз, ни коротко, ни много, ни мало – увлёкся, прогрыз ход
в два километра длиной. И чувствует, что дальше не может – желудок-то
не резиновый.
– Возвращаться пора, – понял богатырь, – бежать за подмогой!
Ан возвращаться-то не выходит! Слишком толст сделался незадачливый
едок – назад по своему ходу не пролезает. И крикнуть – никто не услышит:
слишком далеко прокушал...
Так и остался Иваныч в мясной пещере торчать, сожалеть о неумеренном
своём чревоугодии...
А второй Иванов сын на юг пошёл. А на юге – долина зелёная, в ней
– деревня зажиточная. И стоит неподалёку король иноземный с рыцарями,
тяжкую думу думает. Хочется приступом деревню взять, земли покорить,
богатства разграбить, жителей в рабство угнать – ан боязно. Ходят
об деревне той слухи страшные, что якобы есть у них оружие тайное:
если нагрянет беда – засядет в засаде воин, выстрелит стрелой специальной,
и поразит та не кого-нибудь, а главного предводителя разбойников,
на землю здешнюю посягнувших, и не спасут его от гибели неминучей
ни доспехи булатные, ни телохранители верные, ни заговоры мудрёные.
С одной стороны, каких только баек чернь не болтает? Но с другой,
до сих пор на деревню ни один властитель лапы не наложил. Почему-то
же так да получается!
Подсказывает опыт воинский, что проверить бы надобно. Но шкурой королевской
рисковать-то не хочется!
– Вот если бы дурака какого королём переодеть, да со словом послать
– тут бы мы всё и узнали, – генерал королевский предлагает. Да где
ж его найдёшь, дурака-то...
А Иваныч – тут как тут, лёгок на помине.
– Здорово, – говорит, – мужики! Закурить не найдётся?
Удивилось войско королевское.
– Ты что, дурак? – спрашивают.
– Да, дурак, – простодушно тот отвечает.
– Тебя-то нам и надо! – все обрадовались. – Ну-ка, поди сюда!
– А что такое?
– Короля из тебя будем делать!
Не успел Иваныч ни глазом моргнуть, ни губой дёрнуть, как взяли его
за шкирку, запаковали в латы королевские, посадили на коня наштукатуренного
и в деревню погнали.
Едет дурак на коне и думает растерянно: "Как же так получилось? Только
что – никто и звать никак, и вдруг – король!" Думал-думал, да и махнул
рукой – утомляли размышления головушку молодецкую.
– Хрен с ним! – решил. – Раз назначили королём – так и быть посему!
И дальше поехал, ношу королевскую на плечах волоча. Нетрудным дело
сие оказалось, даже нравиться начало.
"А ничего так, – Иваныч про себя замечает, – прикольно!"
А тут и аборигены нарисовались. Столпились вокруг коня и глазеют,
любопытствуют.
– Ну что уставились? – высокомерно добрый молодец спрашивает.
– А что ты за хрен такой? – вместо ответа ему встречный вопрос задают.
– Я не хрен! – Иваныч отвечает, латной перчаткою по груди своей ударяя.
– Я – король!
Озадачились аборигены, затылки чешут.
– Какой из тебя король? – спрашивают. – Ты же, братец, настоящее самое
чмо!
Осерчал Иваныч, глазами грозно сверкнул.
– Да как ты смеешь, скотина, с королём разговаривать?! – кричит, кулаками
трясёт. Даже пукнул от негодования – такой в нём гнев бушевал.
А латы-то королевские тесные, душные, со всех сторон закупоренные,
что твой скафандр – ни в себя ничего не пропускают, ни наружу не
выпускают! Так и задохнулся Иваныч в одночасье.
Словом, сгинули бесславно все четверо, так и не успев прославиться.
А отцы их ни о чём не знают – дома сидят, время коротают, возвращения
сыновнего ждут. Ивану, дураку, проще пареной репы – залез на печку,
на балалайке бренчит да песни горланит, бананы прибором околачивает
да часов не считает. А Макар у себя в избе угрюмо сидит, веселье
Иваново слушает, и мысли ему всякие в голову лезут – умные, само
собой, не дурак ведь человек, но всё какие-то неутешительные. "И
чего это сосед так радуется? – думает. – Я тут волнуюсь, где мои
сыновья, сдюжат ли задачу, не посрамят ли отца, а он знай себе фигнёй
мается, горя не ведает. Может, знает чего, что так спокоен? Может,
договорился, подлец, с колодцем втихаря, один я, как олух, сижу,
ничего не ведаю, а за моей спиной без меня всё решилось... Точно,
сговорились. Дуракам всегда везёт ведь."
Обидно стало Макару, досадно.
– Раз не дано мне увидеть, как мои дети причитающиеся получат – так
и ты своих не дождёшься! – с горя он порешил. Дождался тёмной ночи
пустынной, к колодцу волшебному подкрался, да и нассал туда по самые
помидоры.
А через неделю от жажды копыта отбросил. Чёрная зависть глаза
Макару застлала, и оттого не подумал он совсем, что из того же самого
колодца воду берёт!
А Иван все дни напролёт безделью предавался, во вкус вошёл, работать
разучился, да и не хочет. Оно бы и ладно – оазис всё-таки, жратва
сама собой растёт. Но даже руку протянуть, плод сорвать – и то Ивана
ломает, слишком на труд смахивает. Через два месяца помер от голода:
сгубила беднягу безудержная праздность.
А колодец волшебный без применения остался. Былые жильцы к нему ходить
перестали, да и путники случайные брезгуют – кто на источник обоссанный
позарится? Так и засох за ненадобностью. И поделом! Сила волшебная
для того ему давалась, чтобы православным помогать, а он, пожадничав,
во соблазн их ввёл, испытание глупое специально придумал, чтобы на
подольше отстали – только бы даром чудодейственным не растрачиваться.
Скупость, словом, проявил недостойную.
Вот так, детишки, совершены были семь грехов и наказаны, а значит,
восторжествовала благодетель. А что никого в живых не осталось, так
они сами в том виноваты: грешить не надо было.
Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!
(C) Mikle[SD], 2006
Назад...